Совершенство ислама и его лёгкость
Хутба первая
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, и ищем у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник, Которого Он послал к людям с верным руководством и религией Истины – исламом – религией милосердия, справедливости, поклонения Одному лишь Аллаху и справедливых и человечных взаимоотношений с людьми. Посредством Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах вывел на прямой путь одних людей и ввёл в заблуждение других. Да благословит Аллах и приветствует Его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто последовал за ним в благодеянии до самого Судного дня.
Поистине, наилучшие слова – Книга Аллаха, наилучшее руководство – руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а наихудшие из дел – новоизобретённые. Всё новоизобретённое является нововведением, а каждое нововведение – заблуждение. Книга Аллаха – наилучший рассказ, потому что она ведёт к тому, что наиболее правильно, а руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует – наилучшее руководство, потому что оно – прямой путь, ведущий к Аллаху, а также к счастью в обоих мирах.
О мусульмане! Поистине, религия пред Аллахом – ислам, и кто желает иной религии, кроме ислама, от того не будет принято. Ислам – это полная и безоговорочная покорность Всевышнему, как внутренняя, так и внешняя. Это покорность, не оставляющая место промедлению, лени, ошибкам и проступкам, покорность в тайном и явном, посредством исполнения велений Всевышнего Аллаха и соблюдения Его запретов.
О мусульмане! Поистине, Шайтан, враждующий с вами, ослабляет вашу волю, мешая вам соблюдать религию должным образом. Он побуждает вас к лени и промедлению, когда речь идёт о велениях Всевышнего. Он обольщает вас и подталкивает к ослушанию Аллаха и грехам. Он заставляет вас думать, что религия ограничивает вашу свободу и что соблюдение её крайне утомительно и лишает вас многих радостей жизни. Он представляет вам религию в самом отвратительном и отталкивающем виде, чтобы отдалить вас от неё. Он пытается погубить вас, потому что сам он из числа погибших. Всевышний сказал:
«Поистине, Шайтан – ваш враг, и относитесь к нему как к врагу. Он призывает свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (35:6).
Поистине, Шайтан представляет вам религию посредством того, что он внушает вам и своим сторонникам – шайтанам из числа людей.
О мусульмане! Поистине, ислам не имеет отношения к тому, что приписывают ему его враги. Ислам – религия Истины, справедливости и настоящей свободы, религия лёгкости, счастья и прогресса. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на основы ислама, и это избавит вас от необходимости рассматривать его ответвления.
Ислам зиждется на пяти столпах. Это свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, пост в Рамадан и хадж к Заповедному Дому для тех, у кого есть возможность совершить его. Все перечисленные действия легки для исполнения, и в них нет ничего, кроме блага…
Свидетельство «Нет божества, кроме Аллаха» – это признание Единственности Аллаха (таухид) и освобождение сердца от обожествления и поклонения кому-то или чему-то помимо Аллаха. Это свидетельство предполагает, что мы должны поклоняться только Аллаху, Господу миров, Который сотворил нас, придал нам форму, взрастил нас и окружил Своей милостью… Для Аллаха каждый из нас – раб, а для людей – свободный, и человек, который оставляет поклонение Всевышнему ради поклонения своим страстям, богатству или себе подобным, совершает огромную глупость. Для многих людей покорность Всевышнему – словно раскалённый уголь, который они удерживают в руке несколько мгновений, после чего бросают с облегчением, а занявшись делами мира этого, они обретают спокойствие, устремляются к его преходящим наслаждениям сердцем и помыслами и забывают обо всём. Быть рабами мира этого им в радость, а быть рабами Всевышнего – в тягость…
Свидетельство «Мухаммад – Посланник Аллаха» предполагает, что мы не должны следовать ни за кем, кроме него, ибо он – Посланник нашего Господа, которому было поручено донести до нас послание Всевышнего, и мы обязаны принять это послание. Он будет спрошен о том, донёс ли он, а мы будем спрошены о том, последовали ли мы за ним:
«Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников» (7:6).
Каждый человек в своей жизни следует определённым путём. Это может быть путь пророков, а может быть путь заблудших, считающих ложью послание Всевышнего. Очевидно, что там, где кончается Истина, начинается заблуждение… Судите же сами, каким путём вам лучше следовать.
Лёгкость этого столпа ислама заключается в двух вещах. Во-первых, мы поклоняемся Одному лишь Аллаху и не придаём Ему в сотоварищи никого и ничего: ни праведников, ни пророков, ни камни, ни деревья. Вспомним, как ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал, целуя Чёрный камень: «Поистине, я знаю, что ты – всего лишь камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целует тебя, я не стал бы целовать тебя!». А во-вторых, наши дела должны соответствовать Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал:
«Пусть тот, кто надеется на встречу со своим Господом, совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110).
Всевышний также сказал:
«…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2).
Лучше – значит, искреннее и правильнее. Искренность – это когда человек совершает какое-нибудь дело с чистым намерением ради Одного лишь Аллаха. А правильность – это соответствие Сунне Его Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Что же касается молитвы, то она очень легка и приносит огромную пользу сердцу верующего и его телу, отдельному человеку и целому обществу. Молитва связывает каждого из нас с Господом. Перед тем, как приступить к её совершению, мы очищаемся телесно и духовно. Мы стоим перед Господом, исполненные смирения и покорности, приближаясь к Нему посредством действий, которые Он предписал нам совершать во время молитвы: поминания Аллаха, чтения Корана, поясных и земных поклонов, сидения и стояния – и просим о чём-нибудь мирском или о благополучии в мире вечном.
Молитва увеличивает веру, стирает грехи, ставит человека в один ряд с благочестивыми и праведными, помогает ему в религии и в мирских делах и оберегает от порицаемого и мерзкого:
«Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, молитва – тяжкое бремя для всех, кроме смиренных» (2:45).
Молитва – одна из важнейших составляющих ислама, поэтому Всевышний облегчил её так, как не облегчал Он ни один обряд поклонения. Аллах сделал её необходимые условия и столпы лёгкими, а число её рак‘атов – небольшим.
Тому, кто не может найти воду, Всевышний разрешил совершать очищение землёй или песком (тайаммум) и потом совершать молитву, и Он не обязал нас совершать молитву в каком-то определённом месте, как это было предписано жившим до нас. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вся земля была сделана для меня средством очищения и местом для молитвы» (Аль-Бухари). Всевышний облегчил для нас совершение молитвы, сократив изначально предписанные пятьдесят молитв до пяти и даруя нам награду за эти пять как за пятьдесят. Кроме того, Всевышний разрешил путешественнику сокращать молитву и объединять две молитвы, совершая их во время одной из них, и Он разрешил нам совершать молитву так, как мы можем, если обстоятельства не позволяют нам совершать её как положено: «Молись стоя, а если не можешь, то сидя, а если не можешь, то лёжа на боку» (Аль-Бухари).
Что же касается закята, то это очень маленькая часть нашего имущества, которую мы отдаём для того, чтобы помочь нашим нуждающимся братьям и улучшить положение общества. Закят очищает имущество, и он также очищает душу от порицаемой скупости, а сердце – от грехов. Милостыня «гасит» грехи подобно тому, как вода гасит огонь. Всевышний Аллах сказал:
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы посредством них очистить и возвысить их» (9:103).
Многие люди с лёгкостью тратят огромные деньги на удовлетворение своих желаний и прихотей, которые не только не приносят пользы, но и причиняют вред, а когда речь идёт о закяте или милостыне, ими овладевает скупость, и им жаль отдать даже копейку… Как будто они не верят в обещание Аллаха возместить израсходованное на Его пути и наградить расходующего и не воспринимают всерьёз угрозы Всевышнего тем, кто отказывается выплачивать закят.
Ещё одно облегчение для рабов Аллаха – что закят мы обязаны выплачивать один раз в год, и не со всего нашего имущества, а лишь с определённой его части. Всевышний не обязал нас выплачивать закят с того, что нам необходимо, то есть с жилища и средства передвижения, какой бы высокой ни была их цена. Закят составляет всего 2,5 % от имеющейся суммы, и взимается он только с тех, у кого есть определённая сумма, пролежавшая год и не истраченная за это время на личные нужды. Ещё одно облегчение состоит в том, что выплачивающий закят знает, что он помогает бедным и нуждающимся, и что закят – право Всевышнего Аллаха, поэтому он выплачивает его со спокойной душой.
Что же касается поста, то Всевышний Аллах обязал нас поститься всего один месяц в году. Это месяц, напоминающий нам о величайшей милости Аллаха к нам, месяц ниспослания Корана, месяц Рамадан, в дни которого, с рассвета до захода солнца, мусульмане должны воздерживаться от еды, питья и половой близости, стараясь приблизиться к Нему и отказываясь от удовлетворения своих желаний ради снискания Его довольства. Пост приносит пользу религии человека, укрепляя его веру, а также его здоровью и всему обществу.
Облегчения, которые коснулись других религиозных обязанностей, касаются и поста:
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (2:185).
Здоровый человек, пребывающий у себя дома, в кругу семьи, обязан соблюдать пост, а больной или путешественник, которому тяжело поститься, возмещает свой пост в другие дни. А кто вообще не может поститься, тот должен вместо поста кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Всевышний также предписал всем постящимся совершать сухур, то есть принимать пищу перед рассветом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте сухур, ибо, поистине, в сухуре – благословение» (Муслим). Сухур облегчает соблюдение поста в течение дня. Всевышний также запретил человеку подвергать себя опасности или создавать себе трудности во время соблюдения поста: «Не является благочестием пост во время путешествия» (Муслим).
Что же касается хаджа, паломничества к Заповедному Дому Аллаха, то каждый мусульманин обязан совершить его один раз в жизни, и то при наличии возможности. Хадж очищает человека от грехов, а наградой за безупречно совершённый хадж будет Рай. Во время хаджа мусульмане собираются вместе, знакомятся, общаются, учатся друг у друга и помогают друг другу советом.
В хадже Всевышний Аллах также сделал для нас множество облегчений. Во-первых, за совершение должным образом мусульманина ожидает великая награда, стремление к которой помогает ему преодолеть все трудности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «За безупречно совершённый хадж не будет иного воздаяния, кроме Рая» (Аль-Бухари).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать» (Аль-Бухари).
Во-вторых, хадж обязан совершить только достигший совершеннолетия и разумный мусульманин, у которого есть необходимые запасы на дорогу и средство передвижения сверх его основных потребностей, и только один раз в жизни, и при этом дорога должна быть безопасной.
Четыре столпа хаджа также очень легки – а Аллах облегчает Своим рабам, что пожелает. Это намерение, сопровождающее облачение в ихрам, обход вокруг Ка‘бы семь раз, стояние на ‘Арафате и пробег между холмами ас-Сафа и аль-Марва семь раз. Обязательные действия хаджа – пребывание в долине Мина, бросание камешков и жертвоприношение. Они также легки. А тот, у кого нет возможности совершить жертвоприношение, должен поститься три дня во время хаджа и ещё семь дней – по возвращении домой. Можно ли представить себе большие облегчения, чем эти?..
Я говорю это и прошу у Аллаха прощения, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).