От 1абдуль-Малика (Да будет Аллах1 им доволен) приводится:
“1ауф бин Мухьаллим аш-Шайбани, один из наиболее уважаемых лидеров арабской знати времен Джах1илии, выдавал свою дочь Умм Ияс за аль-Хьарис бин 1амр аль-Кинди.
В то время как невестку готовили выдавать замуж, к ней зашла мать для наставления дочери и сказала:
«O дочь моя, если бы считалось неуместным давать совет обладающим благовоспитанностью и благородным нравом, тогда это было бы лишним по отношению к тебе, потому что ты обладаешь этими качествами, однако, это послужит напоминанием тем, кто беспечен, и помощью тем, кто мудр.
O моя дочь, если бы женщина была в состоянии обойтись без мужа из-за богатства и достатка своего отца, то более всех женщин ты была бы в состоянии обойтись без мужа. Но женщины созданы для мужчин так же, как и мужчины созданы для женщин.
O дочь моя, ты уходишь из очага, в котором ты выросла и научилась делать первые шаги, в дом, тебе неизвестный, и к спутнику, тебе мало знакомому. Женясь на тебя, он становится тебе господином, так будь его «рабыней», и он станет для тебя «рабом».
Прими от меня десять качеств, которые послужат тебе напоминанием:
- Первое и второе из качеств: будь довольна в его компании, слушайся и повинуйся ему, поскольку удовлетворенность приносит душевное спокойствие, и послушание и повиновение мужу приводит к довольству Аллаха.
- Третье и четвертое: пусть от тебя исходит только приятный запах и выгляди хорошо; пусть не видит он в тебе ничего неприятного, и не чувствует иного запаха, кроме приятного. Сурьма — лучший вид украшения что можно найти, и вода лучше, чем самые редкие духи.
- Пятое и шестое: готовь ему пищу вовремя, и береги спокойствие, когда он спит, поскольку неистовый голод походит на горящее пламя, и нарушение его сна сделает его сердитым.
- Седьмое и восьмое: заботься о его слугах и детях, а также береги его имущество, так как, забота о его имуществе показывает как ты ценишь его, а забота о его детях и слугах показывает твое умение вести домохозяйство.
- Девятое и десятое: никогда не раскрывай ни одну из его тайн другим, и никогда не ослушивайся ему, поскольку после раскрытия из его тайн , ты никогда не будешь чувствовать себя безопасным от его возможного зла, а ослушание ему заполнит его сердце ненавистью к тебе.
Берегись, O дочь моя, проявления радости перед ним, когда он расстроен, и проявления горя, когда он счастлив, потому что первое показывает нехватку суждения, в то время как второе приведет его к недовольству.
Оказывай ему большую честь и уважение, насколько ты можешь, и соглашайся с ним настолько, насколько ты можешь, так, чтобы он наслаждался твоими дружественными отношениями и беседой.
Знай, O моя дочь, не достигнешь того, что ты желаешь, пока не поставишь его удовольствие перед своим собственным, и его пожелания прежде своих, в том, что ты любишь и не любишь. Да изберет Аллах1 для вас то, что лучше для вас, и защитит вас от всего скверного.”
(Jamharah Khutah al-Arab, 1/145)
Советую всем прочитать, особенно тем кто уже замужем. БаркаЛлаху фика.
Комментарий by Маида — 05/04/2010 @ 17:52
САДЫ ПРАВЕДНЫХ — 1867:
Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
Ибрахим привёл мать Исмаила вместе с её сыном Исмаилом, которого она ещё кормила грудью, и оставил её у Дома рядом с большим деревом (росшим) над (тем местом) в верхней части мечети (где впоследствии забил Замзам). В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды, и он оставил их там, оставив им мешок фиников и бурдюк воды. А потом Ибрахим повернулся и двинулся (в обратный путь), что же касается матери Исмаила, то она последовала за ним (восклицая): «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и (вообще) ничего нет?!», — и она много раз повторила (эти слова), но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да». Она сказала: «ТОГДА ОН НЕ ДАСТ НАМ ПРОПАСТЬ!», — после чего вернулась (к Исмаилу), а Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, пошел (дальше), достигнув же ас-Санийа, где они не (могли) видеть его, он повернулся в сторону Дома и обратился с мольбой к Аллаху, воздевая руки к небу и (произнося такие слова): «Господь наш, поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего Заповедного дома. Господь наш, пусть они совершают молитву, и склони к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя)!»
Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду, (которую он им оставил,) а когда бурдюк опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (её сын) корчится (перед ней, мучимый жаждой), а потом ушла, (покинув его,) так как не желала смотреть на его (мучения, а потом) увидела, что ближе (всех холмов к тому месту, где они находились,) был (холм) ас-Сафа, поднялась на него, повернулась к долине и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на (этот холм), она стала смотреть по сторонам в надежде увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и так она проделала (этот путь) семь раз.
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Вот почему люди бегают между ними.
Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, продолжил свой рассказ:
Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услыхала какой-то голос, сказала себе: «Тише!», — стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать (себя, а можешь) ли ты помочь (мне)?» И тут на том месте (где сейчас находится) Замзам, она увидела ангела, который (рыл землю) своей пяткой (или: …своим крылом), пока оттуда не забила вода. И она стала руками делать углубление (около источника, одновременно) наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала бить ключом.
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
…(и воды появлялось) столько же, сколько она вычерпывала (оттуда). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (далее) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она оставила Замзам (или: …не набирала его воду), он стал бы потоком (текущим по земле)!
(Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, (будет) здесь Дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, и, поистине, Аллах не бросает (тех, кто Ему поклоняется)!»
Что же касается (того места, где потом возвели Каабу), то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него.
И (Хаджар жила) так, пока (однажды) мимо них не проехали люди из племени (или: …рода) джурхум, прибывшие со стороны Када.
Остановившись (там, где сейчас находится) нижняя часть Мекки, они увидели парившую (в небе) птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но мы знаем, что в этой долине воды нет!» И они направили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду и вернулись, сообщив им об этом, после чего туда отправились (и все остальные). Что же касается матери Исмаила, то она находилась у воды, и они спросили её: «Позволишь ли ты нам поселиться рядом с тобой?» Она сказала: «Да, но прав на (этот источник) у вас не будет», — и они сказали: «Да».
Передают со слов Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
И матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это, они же остановились там и послали за своими семьями, которые стали жить вместе с ними. Тем временем мальчик подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его (за его достоинства), когда же он достиг (совершеннолетия), они женили его на одной (из своих соплеменниц).
——————————————————————————————-
А после смерти матери Исмаила и его свадьбы (туда) приехал Ибрахим, чтобы повидаться (с теми, кого) он оставил (на этом месте), однако он не застал Исмаила. Тогда он стал расспрашивать о нём его жену, и она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас (что-нибудь)». Потом (Ибрахим) спросил её о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «ПЛОХО, ИБО МЫ ПРЕТЕРПЕВАЕМ НУЖДУ И БЕДСТВУЕМ!», — (а потом) принялась ЖАЛОВАТЬСЯ ему. (Ибрахим) сказал: «Когда придёт твой муж, приветствуй его (от моего имени) и скажи ему, чтобы он сменил порог у своей двери».
А когда пришёл Исмаил, он как будто бы что-то почувствовал и спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» (Его жена) сказала: «Да, к нам пришёл такой-то старец, который расспрашивал нас о тебе, и я рассказала ему (о том, что его интересовало), а потом он спросил меня о том, как мы живём, и я рассказала ему, что мы претерпеваем нужду и бедствуем».
(Исмаил) спросил: «Дал ли он тебе какое-нибудь наставление?»
Она сказала: «Да, он велел мне приветствовать тебя и (передать) тебе, чтобы ты сменил порог твоей двери».
(Исмаил) сказал: «Это мой отец, и он велел мне расстаться с тобой, возвращайся же к своей семье!», — после чего он развёлся с ней и женился на другой (женщине из племени джурхум).
После этого Ибрахим провёл отдельно от них (столько времени, сколько) было угодно Аллаху, а потом пришёл к ним, но (опять) не застал (Исмаила).
Тогда он зашёл к его жене и стал расспрашивать о нём, а она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас (что-нибудь)».
Он спросил: «Как ваши дела?», — и стал расспрашивать её о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У НАС ВСЕ ХОРОШО И ВСЕ ВДОВОЛЬ», — после чего ВОЗБЛАГОДАРИЛА Аллаха Всевышнего.
(Ибрахим) спросил: «Что вы едите?» Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьёте?» Она ответила: «Воду», — и тогда Ибрахим, (мир ему), воскликнул: «О Аллах, благослови их мясо и воду!»
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на него.
(Абдуллах Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:
И если кто-нибудь станет питаться только (мясом и водой) за пределами Мекки, это обязательно (окажется для него неподходящим).
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
И (Ибрахим) пришёл и спросил: «Где Исмаил?» Его жена ответила: «Он ушёл на охоту», — и (предложила ему): «Не (хочешь) ли ты остановиться (у нас), чтобы поесть и попить?» (Ибрахим) спросил: «А что вы едите и пьёте?» Она ответила: «Мы едим мясо, а пьём воду», — (и тогда Ибрахим) сказал: «О Аллах, благослови их пищу и их питьё!»
(Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими,) что Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Благословенным (стало) обращение Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, с мольбой.
(Далее Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
(Потом Ибрахим) сказал: «Когда придёт твой муж, приветствуй его (от моего имени) и скажи ему, чтобы он укреплял порог своей двери». И когда Исмаил вернулся, он спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» (Его жена) сказала: «Да, к нам приходил благообразный старец», — после чего она воздала ему хвалу (и сказала): «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему (о том, что его интересовало), а потом он спросил меня о том, как мы живём, и я сказала ему, что у нас всё хорошо»,
(Исмаил) спросил: «Дал ли он тебе какое-нибудь наставление?»
Она сказала: «Да, он (велел) приветствовать тебя и сказать тебе, чтобы ты укреплял порог своей двери».
(Исмаил) сказал: «Это мой отец, а порог это ты, и он велел мне не расставаться с тобой».
После этого Ибрахим провёл отдельно от них (столько времени, сколько) было угодно Аллаху, а потом пришёл к ним (и увидел, что) Исмаил точит свои стрелы под большим деревом рядом с Замзамом. Увидев (Ибрахима), он поднялся (со своего места, направился) к нему, и они (приветствовали друг друга, как подобает) отцу приветствовать сына, а сыну — отца, а потом (Ибрахим) сказал: «О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление». (Исмаил) сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «Поможешь ли ты мне?» (Исмаил) сказал: «Я помогу тебе». Тогда (Ибрахим) сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь Дом», — и указал на холм, возвышавшийся (надо всем) вокруг. И тогда они заложили основы этого Дома, и Исмаил стал носить камни, а Ибрахим — строить, когда же были возведены стены, (Исмаил) принёс и поставил этот камень для (Ибрахима), который встал на него и (продолжал) строить, Исмаил же продолжал подносить ему камни и они говорили: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты — Слышащий, Знающий».
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Поистине, Ибрахим отправился (в путь) с Исмаилом и матерью Исмаила, и с ними был бурдюк воды. Мать Исмаила стала пить из этого бурдюка, и у нее было много молока для её сына, пока они не добрались до Мекки» Там Ибрахим оставил её под большим деревом, а сам пошёл обратно к своей семье. Что же касается матери Исмаила, то она последовала за ним, а когда они достигли Када, она обратилась к нему сзади(, сказав): «О Ибрахим, кому ты нас оставил?» Он сказал: «Аллаху». Тогда она сказала: «Я согласна (на покровительство) Аллаха!», — после чего вернулась обратно. И (пока) она пила воду из бурдюка, молока для её сына было много, когда же вода закончилась, она сказала: «Пойду-ка и посмотрю, может быть, увижу кого-нибудь».
(Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:
И она пошла, поднялась на (холм) ас-Сафа и стала смотреть (в надежде) увидеть кого-нибудь, но так никого и не увидела. А когда она достигла долины, (спустившись с холма,) то побежала и добралась до (холма) аль-Марва, (после чего) проделала (этот путь ещё несколько) раз. Потом она сказала: «Пойду-ка и посмотрю, что делает мальчик!», — и, отправившись туда, она увидела, что состояние его было таким, будто он уже издавал предсмертные хрипы, что (взволновало её), и она воскликнула: «Пойду и посмотрю, может быть, увижу кого-нибудь!» И она (снова) поднялась на (холм) ас-Сафа, стала смотреть (вокруг), но никого не увидела, (и так продолжалось,) пока она не (пробежала между холмами) семь раз, а потом она сказала: «Пойду и посмотрю, что делает (мой сын)!», — как вдруг услышала (какой-то) голос и сказала: «Помоги, если есть у тебя благо!» И оказалось, что это Джибриль, мир над ним, который стал бить пяткой по земле, после чего (оттуда) хлынула вода, а мать Исмаила удивилась и стала набирать её (в свой бурдюк) пригоршнями.
Далее (аль-Бухари) приводит этот хадис до конца. (Все версии этого хадиса приводит аль-Бухари.)
Комментарий by Ибн Абдуллах — 20/03/2011 @ 07:54