Ummahweb Ислам, мусульмане, интернет

07/05/2010

Пятничные проповеди

Filed under: Проповеди, назидания — Метки: — La Tahzan @ 09:47

Всевышний Аллах почтил человека
Часть первая

Хвала Аллаху, хвала премногая, благая и благословенная, такая, которую любит наш Господь и которой Он доволен. Я восхваляю Его хвалой, которая приличествует Его величию, и свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, возвеличивая Его. Он сотворил всех нас для того, чтобы мы поклонялись Ему, и создал нас после небытия для того, чтобы мы повиновались Ему. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, он — лучший из всех Его рабов и творений. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.
О люди! Я наказываю и вам, и себе бояться Всевышнего Аллаха в тайном и явном, следовать Его руководству и соблюдать Его Шариат, исполнять Его веления, соблюдать Его запреты и не преступать установленные Им границы. Бойтесь Аллаха должным образом и поклоняйтесь Ему истинным поклонением. Нет у вас иного бога и господа, кроме Него. Возвеличивайте Его и остерегайтесь Его наказания и Его гнева. Запасайтесь благими делами и остерегайтесь беспечности и нерадивости. Дальновидный человек не слушает наущений души своей, строго спрашивает с неё и трудится ради того, что будет с ним после смерти. А слабый следует за своими страстями и при этом мечтает о том, что Аллах введёт его в Рай без каких-либо усилий с его стороны.
О рабы Аллаха!
Всевышний Аллах почтил человека, сотворив Его Своими Руками, придав ему форму и вдохнув в него дух. Он наделил его слухом, зрением и разумом и повелел ангелам пасть ниц перед ним. Он сотворил его в наилучшем виде и дал ему возможность приобретать знание, которое помогает ему снискать счастье в обоих мирах. Аллах наделил человека разумом и пониманием, а также способностью говорить и различать, и одарил его бесчисленными благами и милостями. Он подчинил ему всё, что в небесах и на земле, и сделал его Своим наместником на земле, чтобы он преображал её.
Всевышний сказал:

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над множеством других созданий» (17:70).

О рабы Аллаха! Один из отвратительных обычаев, существующих, к сожалению, во все времена — обычай возвеличивать предков и гордиться своим родом или племенем и хвалиться своим происхождением, а также осуждать других за их происхождение и делить людей по признакам, не зависящим от них самих: такой-то — безродный, такой-то — неимущий, такой-то — бедный и слабый, такой-то — краснокожий, такой-то — темнокожий, а я — из такой-то семьи, из такого-то рода… Такое поведение было свойственно людям во времена невежества.
Ислам отменил превосходство одних людей над другими по признаку богатства, происхождения, влияния, чина, цвета кожи и расовой принадлежности. Он воспитал мусульман особым образом, дав им правильный и справедливый стандарт превосходства одних людей над другими.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что только богобоязненность и благие дела дают одним людям превосходство над другими, и любое другое превосходство — ложное, и ислам не признаёт его. Ибн ‘Умар (да помилует Аллах их обоих) передаёт: «В день взятия Мекки Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с речью, и сказал:
“О люди! Поистине, Аллах удалил от вас фанатизм и гордость времён невежества. Люди делятся на два вида: богобоязненный верующий, почтённый Аллахом, и несчастный грешник, униженный Аллахом” — после этого он прочитал: “О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий” (49:13)» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].

Имам Абу аль-‘Аббас Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям (да помилует его Аллах) сказал: «Считать человека почитаемым в религии только из-за его происхождения — один из обычаев времён невежества, перенятый рафидитами и другими невеждами, поэтому в Коране нет ни одного аята, в котором восхваляется или порицается кто-либо за его происхождение… Коран хвалит только за веру и богобоязненность, а порицает — за нечестие и ослушание Аллаха».
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «О Посланник Аллаха, кто является самым благородным из людей?» Он сказал: «Самый богобоязненный из них». Люди сказали: «Мы спрашиваем тебя не об этом». Он сказал: «Тогда — Йусуф, пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына возлюбленного друга Аллаха». Люди снова сказали: «Мы спрашиваем тебя не об этом». Он сказал: «Значит, вы спрашиваете меня о предках арабов? Лучшие из них во времена невежества остались лучшими и в исламе, если только они усвоили установления религии» [Аль-Бухари; Муслим].
О рабы Аллаха!
Сколько людей сегодня применяют этот стандарт времён невежества к окружающим! Они относятся к человеку пренебрежительно или смеются над ним из-за его бедности, происхождения, ремесла и других признаков, на которые люди привыкли обращать внимание в нашем мире. А ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Может быть так, что Аллах будет постоянно исполнять клятву человека с растрёпанными волосами, покрытого пылью и отгоняемого от дверей, когда такой человек клянётся Им» [Муслим].
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передаёт, передаёт, что чернокожая женщина (согласно другой версии, это был юноша) подметала пол в мечети. Не видя её долгое время, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил о ней, и ему ответили, что она умерла. Он спросил: «Почему же вы не сообщили мне?» — как будто это событие показалось им маловажным. Он сказал: «Покажите мне её могилу», — а когда ему показали её могилу, он совершил молитву по ней [Аль-Бухари; Муслим].
Ислам призывает уважать людей, оказывать им почёт и относиться к ним в соответствии с их положением. Это одно из важнейших требований нашей религии. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам относиться к людям в соответствии с их положением» [Муслим].

Да, о рабы Аллаха! Среди людей есть старики, кости которых сделались хрупкими от старости, а волосы поседели, и мы должны уважать их, оказывать им почёт и признавать их заслуги. Есть среди них и дети, которые нуждаются в милосердии, нежности, ласке и мягком наставлении, без грубости и жестокости. Среди них есть учёные, заслуги которого огромны — мы должны уважать их за их знание. Есть среди них и влиятельные люди, много сделавшие для мусульман, и мы не должны забывать об их великих делах. Естественно, при этом они должны соблюдать Шариат Всевышнего Аллаха, исполнять Его веления и отдаляться от того, что Он запретил. Мы должны соблюдать права людей, не превознося их чрезмерно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не относится к моей общине тот, кто не уважает старого, не проявляет милосердия к малому и не соблюдает право учёного» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«К возвеличиванию Аллаха относится почтительное отношение к мусульманину, дожившему до седин, знающему Коран и не допускающему ни излишеств, ни нерадивости в своём отношении к нему, а также почтительное отношение к справедливому правителю» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Мусульманин убеждён в том, что Всевышний Аллах почтил его и остальных людей, и это заставляет его заботиться о людях. Он старается не обижать их и не причинять им вреда — ведь он обязан почтительно относиться к тем, кого почтил Аллах и Его Посланник. Кого почтил Аллах и Его Посланник, того нельзя унижать, а кого унизил Аллах, тому ни от кого не будет почтения.
О рабы Аллаха! Презрительное отношение к людям из-за их ремесла, слабости или внешнего вида — явное противоречие велению Всевышнего Аллаха: относиться к детям Адама с почтением. К тому же, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах внушил мне, что вам следует вести себя скромно — так, чтобы ни один из вас не поступал с другим несправедливо, и чтобы ни один из вас не проявлял высокомерия по отношению к другому» [Муслим].

Высокомерие — поистине отвратительное качество, и унижающего других людей ожидает гнев Всевышнего и Его наказание. Ведь поступающий так нарушает права человека, которые гарантировал ему ислам. Подобное поведение характерно для неверующих, лицемеров и невежд, которым мусульмане не должны уподобляться. О человеке не судят по его внешности, цвету кожи, сложению или происхождению. Смотреть следует на его мужество и смелость. Хватает ли у него смелости открыто говорить истину? Боится ли он Аллаха должным образом? Исполняет ли он веления Всевышнего, отдаляется ли от того, что Он запретил? Вот что действительно важно. Некрасивый и тщедушный человек в ветхой одежде может занимать более почётное место у Аллаха, и люди могут любить его больше, чем красивого человека знатного происхождения. И вполне может быть, что враги ислама будут бояться его намного больше, и он сделает для религии намного больше…
Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, те лучше них. Не обижайте друг друга и не давайте друг другу оскорбительных прозвищ. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся несправедливыми» (49:11).

Аль-Куртуби сказал, комментируя этот аят: «В общем, никто не должен издеваться над человеком в ветхой одежде, имеющего физический недостаток или говорящего неуклюже. Ведь может статься, что совесть и сердце у него чище, чем у того, кто обладает противоположными свойствами, и издевающийся над ним поступит несправедливо с самим собой, унижая того, кого почтил Аллах, и насмехаясь на тем, кого Он возвеличил. Наши праведные предшественники так остерегались этого, что ‘Амр ибн Шурахбиль сказал: “Если бы я увидел человека, который пасёт козу и посмеялся бы над ним, я испугался бы того, что сам окажусь на его месте”. А ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: “Слова могут навлечь беду… Если бы я посмеялся над собакой, я испугался бы того, что сам буду превращён в собаку”».
А вот что сказал аль-Куртуби о Словах Всевышнего:

«Вы же насмехались над ними, пока не забыли Моё Напоминание. И вы смеялись над ними» (23:110)

: «Отсюда следует, что нужно остерегаться насмешек и издевательства над слабыми и бедными. Нельзя унижать их, злословить о них, обсуждать их недостатки, которые нас не касаются, ибо, поистине, это отдаляет нас от Всевышнего Аллаха».
Аль-Ма‘рур ибн Сувейд, да будет доволен им Аллах, передаёт, что однажды он встретил Абу Зарра. Увидев на нём и на его слуге одинаковую одежду, он спросил его о причине этого, и он сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью. Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне:
“О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, ты человек, в котором сохранились остатки невежества! Ваши рабы являются вашими братьями, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то помогайте им”» [Аль-Бухари].

Анас ибн Малик , да будет доволен им Аллах, передаёт: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, у него не было слуги, и Абу Тальха взял меня за руку, отвёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Посланник Аллаха, Анас — смышлёный мальчик. Пусть же он прислуживает тебе”. И я прислуживал ему, когда он находился дома, и когда он отправлялся в путешествие, и он ни разу не сказал мне о том, что я делал: “Зачем ты это сделал?”, и ни разу не сказал мне о том, чего я не делал: “Почему ты этого не сделал?”» [Аль-Бухари; Муслим].
А в версии Муслима говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым благонравным из людей. Однажды он послал меня за чем-то, а я сказал: “Клянусь Аллахом, не пойду!” — хотя я уже решил для себя, что обязательно сделаю то, что велел мне Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И я вышел и шёл, пока не дошёл до мальчиков, которые играли на рынке, и вдруг Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня сзади за шею. Я обернулся и увидел, что он улыбается. Он сказал: “О Унайс, ты пошёл туда, куда я велел тебе пойти?” Я ответил: “Да. Я иду, о Посланник Аллаха”».
Всевышний Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, запретили унижать людей и ущемлять их права. Напротив, Всевышний повелел мусульманам, которые подобны единому организму, уважать слабого и бедного. Язычники пытались отогнать от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, принявших ислам рабов и вольноотпущенников, которых они презирали. Они поступали подобно язычникам из народа Нуха, которые сказали Нуху:

«Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не подумав. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами» (11:27).

А Всевышний запретил Нуху слушаться их в этом:

«Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты не в ответе за них, и они не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из несправедливых. Так Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: “Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?” Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (6:52–53).

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Курани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

1 комментарий »

  1. Примерно такую хутбу можно было бы послушать сегодня!

    Комментарий by Абдурахман — 07/05/2010 @ 23:01

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress