Толкование некоторых аятов суры «Гора»
Часть первая
Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание, не допустил в нём кривды и сделал его правильным, чтобы он предостерегал людей от тяжких мучений и сообщил верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована прекрасная награда, в которой они пребудут вечно. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей и у Которого не было ни супруги, ни сына, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которому Аллах даровал верное руководство. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и размышляйте о том, сколько претерпели пророки от своих народов, обвинявших их во лжи, и особенно — знати, притеснявшей их и поступавшей с ними несправедливо. Во все времена разные народы не только обвиняли посланников во лжи, но и приписывали им всевозможные недостатки и мерзкие поступки. Они называли посланников колдунами, умалишёнными и презренными. Как сказал Всевышний:
«…какой бы посланник ни приходил к их предшественникам, они обязательно говорили: “Он — колдун или одержимый!” Неужели они заповедали это друг другу? О нет! Они являются людьми, преступающими границы дозволенного» (51:52–53).
Люди, которые считали лжецом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также приписывали ему всё самое отвратительное и мерзкое, хотя эти описания подходили им самим больше, чем ему. Всевышний Аллах сообщил нам о том, что они сказали о Коране:
«…и сказал: “Это — не что иное, как пересказанное колдовство”» (74:24). Всевышний также сказал: «Несправедливые сказали: “Поистине, вы следуете за околдованным мужем”» (25:8).
Однако Всевышний Аллах защищал его, поддерживал и помогал ему, и в итоге даровал ему победу. В суре «Гора» содержится множество указаний на заботу Всевышнего о Своём Посланнике и содействие ему. Люди назвали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прорицателем и одержимым, стараясь помешать ему вести свой призыв, ослабить его решимость и отбить у него желание продолжать начатое, чтобы отвратить людей от него и принесённого им Закона. Всевышний Аллах сказал:
«Напоминай же! По милости своего Господа ты не являешься ни прорицателем, ни одержимым» (52:29).
По милости Аллаха, Который сделал его пророком, он не был ни одержимым, ни прорицателем. Он был правдивым пророком, обладал самым совершенным умом и отличался самым прекрасным нравом и благородным поведением. Недоброжелатели также сказали, что он — поэт, смерти или гибели которого они ожидают — ведь все поэты смертны. Тогда Всевышний сказал Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
«Скажи: “Ждите, и я подожду вместе с вами”» (52:31). То есть: ждите, ибо, поистине, смертен не я один, и я также буду ожидать вашей гибели, а вы погибнете раньше меня. Как сказал Всевышний: «Неужели разум повелевает им такое? Или же они являются людьми преступными?» (52:32).
Разум ли заставляет их говорить подобные отвратительные слова? Нет, потому что каждый человек, обладающий разумом, знает, что Коран — это не стихи. Просто они — несправедливые люди, преступающие границы, установленные Всевышним.
«Или же они говорят: “Он выдумал его!”» (52:33).
То есть, выдумал Коран сам и возвёл ложь на Аллаха, сказав, что Коран ниспослан ему. Всевышний Аллах ответил им, разъяснив их положение: «О нет! Просто они не веруют». Они знали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не выдумал Коран, и что его невозможно выдумать, потому что Коран — Слова Творца, и творение не способно сказать ничего подобного, а к этому утверждению их подтолкнули неверие и нежелание признавать Истину. Затем Всевышний Аллах бросил им вызов, приняв который, они подтвердили бы, что говорят правду:
«Пусть приведут подобное ему [Корану] повествование, если они говорят правду» (52:34).
То есть, они должны были придумать повествование, подобное Корану, такое же красноречивое и прекрасное, наполненное таким же руководством и полезным знанием, содержащее такое же упоминание о благих делах, правильных убеждениях и нравственных достоинствах… Однако они не смогли сделать это, хотя и были королями красноречия и поэзии.
После того, как Всевышний бросил им этот вызов и продемонстрировал их бессилие, Он бросил им ещё один вызов, сказав:
«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?» (52:35).
То есть, неужели они сотворены без Творца? Неужели они появились сами по себе, без причины? Это невозможно, потому что у всего сотворённого должен быть творец, а поскольку должен быть творец, то что же, они сотворили самих себя? Это также невозможно. Никто не имеет права утверждать, что сотворил самого себя, потому что до того, как появиться на свет, он был ничем, так как же он мог что-то сотворить? И никто не может утверждать, что он сотворил другого, потому что никто не обладает способностью формировать эмбрион в утробе матери, заставляя его превращаться из капли жидкости в сгусток крови, а потом вдыхать в него дух. А если доказано, что они не появились сами по себе — значит, их сотворил Всевышний Аллах, и они сами признали это:
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины!» (43:87).
После вызова, связанного с ними самими, Всевышний бросил им вызов, связанный с более величественными творениями:
«Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости» (52:36).
Они не сотворили небеса и землю, и они не могут утверждать, что сделали это. К тому же, они сами признавали, что небеса и землю сотворил Аллах. Всевышний сказал:
«Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” — они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!”» (31:25).
А если они признавали, что Аллах сотворил и их, и небеса и землю, тогда почему они не уверовали в Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который пришёл к ним с Откровением от Него, и которого Всевышний поддержал ясными знамениями:
«Просто они лишены убеждённости» (52:36)
Однако они пребывали в сомнениях и колебались. Затем Всевышний сказал, бросая очередной вызов тем, кто обвинял во лжи посланников:
«Или у них есть сокровищницы твоего Господа?» (52:37).
Неужели они лишают чего-то одних и дают что-то другим, и они не давали тебе, о Мухаммад, пророчества и потому утверждают, что ты лжёшь? Нет, они не распоряжаются сокровищницами Всевышнего — ими распоряжается только Он, и Он одаривает Своей милостью того, кого пожелает. Всевышний сказал:
«Неужели у них находятся сокровищницы твоего Господа? Или же они сами являются владыками?» (52:37).
Обладают ли они властью, позволяющей им контролировать действия людей и запрещать им делать что-то? Нет, у них нет такой власти. Аллах сообщил нам о том, что у них нет власти давать что-либо или распоряжаться — значит, они не могут лишить кого-то милости Аллаха или даровать эту милость тому, кому Всевышний не желает даровать её.
Джубейр ибн Мут‘им сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал во время вечерней молитвы суру “Гора”, и когда он дошёл до этого аята, моё сердце готово было выскочить из груди» [Аль-Бухари]. Этот аят стал одной из причин принятия им ислама:
«Или же у них есть лестница, на которой они подслушивают [разговоры ангелов]?» (52:38).
Лестница, с помощью которой они могли бы подняться на небеса и услышать там те описания, которые они давали тебе, называя прорицателем, одержимым, колдуном, поэтом и лжецом? Нет, у них нет такой лестницы, которая позволила бы им подслушивать. Если же они настаивают на своём, они должны привести доказательство, поскольку человек, утверждающий о чём-либо, обязан представить доказательство. Всевышний сказал:
«Пусть тот из них, кто подслушивал, приведёт ясное доказательство» (52:38).
Пусть они приведут неопровержимое доказательство.
Конечно же, они никогда не смогут сделать этого. Ни у кого из тех, кто обвинял посланников во лжи, не было доказательств, и они никогда не распоряжались сокровищницами милости Всевышнего Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает из Своих рабов, и у них никогда не было возможности узнать или послушать, кому дарована Его милость, а кто лишён её. Всевышний упрекнул их за их голословные утверждения о том, что у Аллаха есть дочери , тогда как у них самих есть сыновья. Они не могут привести доказательства для своих утверждений о том, кто живёт среди них (то есть о пророках), так как же они могут утверждать подобное о Господе миров?
«Или же ты просишь у них вознаграждения» (52:40).
Вознаграждения за веру в него и следование за ним. Всевышний сказал:
«…а ведь они обременены обязательствами?» (52:40).
Они хотят избавиться от того, чего ты требуешь от них, обвиняя тебя во лжи. Но нет, всё как раз наоборот: это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даёт им и одаривает их, желая склонить их сердца к исламу. Всевышний продемонстрировал, что они не могут доказать свои утверждения, а потом разъяснил им, что это — милость Всевышнего Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, и он не просит у них никакого вознаграждения, и всё, чего он хочет от них — чтобы они уверовали. Всевышний сказал:
«Или же ты просишь у них вознаграждения, и они обременены обязательствами?» (68:46).
В следующих аятах Всевышний продолжает защищать Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и разоблачать ложь его врагов:
«Или же они владеют сокровенным и записывают его?» (52:41).
Что они знают из сокровенного, чтобы утверждать, что твоё послание противоречит сокровенному и они не желают уверовать в тебя, опасаясь поступить вопреки своему знанию? Нет, они не знают ничего из сокровенного, и оно нигде не записано у них. Они — невежественная и неграмотная община. Им следовало бы радоваться тому, что принёс им Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые очищает их и обучает их Книге и мудрости. Всевышний Аллах сказал:
«Или же они желают строить козни?» (52:42).
Это правда. Давая Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подобные описания, они только строили козни против него и его религии, желая покончить с ним, однако Всевышний пожелал довести свой свет до конца:
«Но ведь неверующие…» (52:42).
Они были неверующими и отказывались признать Истину:
«…сами станут жертвой козней». Они сами пострадали от своих действий и навлекли на себя унижение, позор и гибель. А поскольку Посланник Аллаха пришёл к людям для того, чтобы призвать их к Единобожию и признанию Его Господства, Божественности и Его Имён и Атрибутов, то Всевышний Аллах сказал, завершая защиту Своего Посланника: «Или же у них есть другой бог наряду с Аллахом?» (52:43).
Есть ли у них другой бог, у которого они ищут убежища и которому поклоняются так, что это заставляет их отклоняться от пути Посланника, да благословит его Аллах и приветствует? Нет, нет у них иного божества, кроме Аллаха, а идолы, которым они поклонялись, не были божествами, потому что у них было множество недостатков:
«Аллах преславен и далёк от тех, кого они придают Ему в сотоварищи!» (52:43).
Это немыслимо — уподоблять Его идолам и каменным истуканам!
Всевышний, показав, что они отвергают Его чудеса, связанные с Законом — то есть, Коран и послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, пояснил, что они также отвергают чудо, связанное со вселенной. Всевышний сказал:
«Даже если они увидят куски неба падающими…» (52:44)
— то есть увидят, как наказание Всевышнего обрушивается на них с неба —
«…они скажут: “Это скопились облака!”».
То есть, это — обычное дело, и ничего страшного в этом нет. Таковы их упрямство и несправедливость…
Да защитит Аллах и меня, и вас от Огня, убережёт нас от следования путём лицемеров и неверующих и поведёт нас прямым путём. Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы прощения у Него. Поистине Он — Прощающий, Милосердный (АджаранийаЛлаху ва иййакум мина-н-нар ва джаннабана тарика-ль-мунафикына ва-ль-куффар ва хадана-с-сырата-ль-мустакым. Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).