Хвала Аллаху, Господу миров, Который повелел придерживаться прямоты и обещал нам за это щедрую награду. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха — Могущественного, Дарующего, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и его сподвижников, которые неуклонно придерживались его Сунны и следовали прямым путём.
О люди! Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах повелел Своим рабам придерживаться прямоты. Всевышний сказал:
«Идите к Нему прямым путём и просите у Него прощения» (41:6). И Он велел Своему Пророкук, да благословит его Аллах и приветствует, следовать прямым путём. Всевышний сказал: «Придерживайся же прямого пути, как тебе велено» (11:112).
Всевышний обещал следующим прямым путём щедрую награду:
«Поистине, к тем, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”, — а потом были стойки, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь”» (41:30).
Прямота — многозначное слово. Оно означает верность Всевышнему, служение Ему со всей искренностью, правдивость и соблюдение договора, который каждый человек заключает со своим Господом. Это слово указывает на очень, очень многое, поэтому когда один человек сказал: «О Посланник Аллаха! Скажи мне об исламе такие слова, чтобы мне уже никогда не пришлось спрашивать о нём других» — Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«Скажи: “Я уверовал в Аллаха” — а потом придерживайся прямоты» [Муслим].
Прямота означает следование прямым путём. Верующий не должен отклоняться от прямого пути ни вправо, ни влево, он не должен ничего добавлять к религии и не должен ничего убавлять от неё. Он не должен проявлять ни чрезмерной строгости, ни попустительства. Поистине, Шайтан испытывает сердце человека, и если он видит в нём отвращение к религии или лень в покорности Всевышнему, он начинает побуждать его к попустительству и лени до тех пор, пока он не перестанет исполнять обязательное и не начнёт совершать запретное. Шайтан продолжает обольщать его до тех пор, пока он окончательно не порвёт свою связь с религией и не подойдёт к самому краю пропасти. А если Шайтан видит в сердце человека любовь к религии и усердие в её соблюдении, он начинает подталкивать его к чрезмерности в поклонении и изнурению себя, нашёптывая ему: «Делай больше, чем другие, усердствуй, ибо так лучше, не расслабляйся и не спи, подобно другим». Так он наущает человека до тех пор, пока не уведёт его от прямого пути.
Вспомним хариджитов: какой была их молитва, и каким был их пост, и каким было их чтение Корана, и при этом именно о них сказано, что они отдаляются от религии подобно тому, как пущенная стрела отдаляется от тетивы лука. Так сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Крайности порицаемы, и ни попустительство, ни излишество не приносят блага. И то, и другое — отход от Сунны и прямоты. Первое — отход от прямоты в сторону нововведения нерадивости, а второе — отход от прямоты в сторону нововведения чрезмерности. Один из наших праведных предшественников сказал: «Что бы ни повелел Всевышний, Шайтан старается заставить человека сделать больше или меньше этого, и ему неважно, в какую сторону удастся ему склонить верующего». Истинное благо — в усердии, сопряжённом с умеренностью и следованием Сунне, а отход от Сунны посредством излишества или попустительства — это явное зло.
О рабы Аллаха! Некоторые люди говорят: «Мы уверовали в Аллаха», однако при этом они не придерживаются прямоты и не соблюдают религию Аллаха должным образом, ограничиваясь словами. О таких людях Всевышний сказал:
«Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха”. Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они приравнивают искушение людей к мучениям от Аллаха» (29:10).
Они отходят от прямого пути и говорят о том, чего не делают. При первом же испытании, которое постигает их, они отклоняются от прямого пути, впадают в заблуждение и поддаются искушению. Их религия — это всё то, чего желают их души и то, что соответствует их желаниям и пристрастиям. Они не одобряют одобряемое и не осуждают порицаемое, и не делают ничего из того, к чему обязывает их сказанное ими: «Мы уверовали в Аллаха». А ведь слова эти предполагают стремление к прямоте посредством исполнения велений Всевышнего и соблюдения Его запретов, искренность в поклонении Творцу и благодеяние по отношению к творениям. Они говорят: «Мы уверовали в Аллаха» так, словно слова эти ничего не значат и не должны никак отражаться на их поведении и их действиях.
Поистине, спасение от Огня и попадание в Рай возможно только в том случае, когда человек не просто произносит эти слова, но и следует прямым путём. Всевышний сказал:
«Поистине, те, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”, — и последовали прямым путём, не познают страха и не будут опечалены. Они являются обитателями Рая, в котором они пребудут вечно в воздаяние за то, что они совершали» (46:13–14).
А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажи: “Я уверовал в Аллаха”, — а потом придерживайся прямоты» [Муслим].
Если бы эти слова приносили пользу сами по себе, они принесли бы пользу и лицемерам, которые постоянно говорили: «Мы уверовали в Аллаха» — а Всевышний разоблачал их ложь, говоря:
«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих» (2:9).
О рабы Аллаха! Поистине, человек не может придерживаться прямоты неуклонно — так, чтобы его поклонение Всевышнему было идеальным и лишённым недостатков. Человек неизбежно делает упущения и совершает ошибки. Однако Всевышний милосерден к нам, поэтому Он дал нам возможность «выправлять» свои отклонения от прямого пути посредством испрашивания прощения. Всевышний сказал:
«Скажи: “Я — такой же человек, как и вы. Мне внушено в Откровении, что ваш бог — Бог Единственный. Идите к Нему прямым путём и просите у Него прощения. И горе многобожникам”» (41:6).
В этом аяте содержится указание на то, что человек не может придерживаться прямоты в полной мере — он обязательно делает упущения. Саубан, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Пророкк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Старайтесь придерживаться прямоты, хотя вы никогда не сможете делать это в полной мере. Знайте, что лучшим из ваших же является молитва, и не совершает должным образом малое омовение (вуду) никто, кроме верующего» [Имам Ахмад; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].
А Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Старайтесь поступать правильно и приближайтесь». То есть, прилагайте усилия для того, чтобы придерживаться прямоты во всём, а если вам не удастся придерживаться прямоты в чём-либо в полной мере, старайтесь подойти как можно ближе к этому. Раб Всевышнего должен неуклонно следовать прямым путём. Если же ему это не удаётся, он должен стараться идти как можно ближе к этому пути, а если он не делает ни того, ни другого, это означает, что он делает упущения. Хвала Аллаху, Который не возложил на нас ничего, кроме того, что нам по силам, и даровал нам то, что помогает нам восполнять упущенное. Всевышний сказал:
«Он — Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете» (42:25).
Кроме того, Всевышний увеличивает награду за благие дела в несколько раз из милосердия к нам.
О рабы Аллаха! Что может быть прекраснее прямого пути? И что может быть прекраснее умеренности, «золотой середины» и точного соблюдения религии Всевышнего, посредством которой Он почтил человечество? Не должно быть чрезмерности и преувеличения, и не должен верующий приравнивать сунны к обязательному (фард), а нежелательное (макрух) к запретному (харам), а также лишать себя дозволенных украшений и благ, которые Всевышний даровал Своим рабам. Анас, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Однажды к домам жён Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророкк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт!” Другой сказал: “А я буду постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А потом к ним подошёл Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который спросил: “Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!”» [Аль-Бухари; Муслим].
Да поможет Аллах всем нам придерживаться прямоты в религии и следовать Сунне Господина посланников:
«Поистине, к тем, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”», — а потом были стойки, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы — ваши помощники [или хранители] в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано всё, о чём вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного”» (41:30–32).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения, ибо в этом преуспеяние! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха файа фауза-ль-мустагфирина. ИстагфируЛлах).