Богобоязненность соединяет в себе всё благо
Часть первая
Хвала Аллаху, Который дарует прощение, и Которого нам следует бояться. Его знание объемлет всякую вещь, и Он исчислил всё сущее. Ему принадлежит то, что в небесах, то, что на земле, то, что между ними, и то, что под землёй. Милости его неисчислимы и блага, даруемые Им, нескончаемы. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что наш господин и Пророк Мухаммад — Его раб и Посланник. Он был самым богобоязненным из людей, и он указал им истинный путь и предостерёг их от следования путями, ведущими к гибели. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые были светочами во мраке и следовали прямым путём, а также всех тех, кто следовал за ними в благодеянии и шёл по их следам.
О рабы Аллаха! Я наказываю вам и самому себе бояться Аллаха. Поистине, богобоязненность соединяет в себе всё благо, и она — одно из наиболее часто упоминаемых в Коране похвальных качеств.
Богобоязненность — путь к любому благу, скрытому и явному, благу мира этого и мира вечного, и она также оберегает человека от любого зла — скрытого и явного — в этом и в вечном мире, становясь для верующего неприступной крепостью и надёжным щитом.
Всевышний Аллах завещал Своим рабам — и первым, и последним — бояться Его. Всевышний сказал:
«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы» (4:131).
Пророки призывали к богобоязненности, и она всегда была девизом истинно верующих. Каждый пророк говорил своему народу:
«Неужели вы не устрашитесь?» (26:106).
А приближённые Всевышнего — это, как мы знаем, богобоязненные верующие.
Мои братья в исламе! Богобоязненность заслуживает того, чтобы нам следовало поговорить о ней подробнее и поразмышлять о том, что она собой представляет, в надежде на то, что Всевышний поможет нам стать одними из богобоязненных. Словом «таква», которое мы переводим обычно как «богобоязненность», обозначается всё то, что человек помещает между собой и тем, чего он остерегается и боится, в качестве преграды, стараясь защитить себя. Только наш Всевышний Господь достоин того, чтобы мы боялись Его, возвеличивали и почитали. О богобоязненности прекрасно сказал ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Страх перед Величественным, действие согласно ниспосланному, довольство малым и приготовление ко дню последнего путешествия».
Богобоязненный верующий — совестливый, осторожный человек. Он всегда настороже. Он обходит многочисленные колючки, которыми усеян его путь, и остерегается извилистых дорог жизни. Он постоянно опасается того, что его увлекут за собой страсти и сомнения и одолеют желания, которые отвлекут его от поклонения Всевышнему. Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал о совершенной богобоязненности: «Это когда раб Всевышнего старается защитить себя от гнева Господа даже чем-то весом с пылинку, и он даже оставляет некоторое из того, что считает дозволенным, из опасения, что оно может оказаться запретным, чтобы оно стало преградой между ним и запретным. Поистине, Аллах сказал Своим рабам, которым предстоит вернуться к Нему в Судный день:
“Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его” (99:7–8)»
.
Мои братья по вере! В Книге Всевышнего Аллаха не раз упоминаются богобоязненность и её обладатели, а также высокое положение, которое они занимают у своего Господа, и награда, их ожидающая. Всевышний так описал богобоязненных:
«…которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни» (2:3–4).
А вот ещё одно описание богобоязненных из Книги Всевышнего:
«Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
Всевышний также сказал о богобоязненных:
«…которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Поистине, Аллах любит творящих добро. Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (3:134–135).
Богобоязненность отворяет замки, которые на сердцах. Всевышний сказал:
«Бойтесь Аллаха — Аллах учит вас» (2:282).
Верное руководство Корана предназначено только для богобоязненных душ и чистых сердец, которые остерегаются заблуждения и обходят стороной все пути, ведущие к нему.
Богобоязненность проводит разграничительную черту между истиной и ложью. Она приносит с собой познание, помогающее человеку видеть всё в истинном свете, и свет, от которого успокаивается сердце и расширяется грудь. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах — Прощающий, Милосердный» (57:28).
Аллах принимает только от богобоязненных. Всевышний сказал:
«Поистине, Аллах принимает только от богобоязненных…» (5:27).
И богобоязненные верующие — самые почитаемые перед Всевышним. Всевышний сказал:
«…и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (49:13).
Богобоязненные спасутся от Огня. Всевышний сказал:
«Каждый из вас войдёт туда. Таково окончательное решение твоего Господа. Потом Мы спасём богобоязненных, а несправедливых оставим там стоять на коленях» (19:71–72).
Всевышний также сказал:
«Аллах спасёт богобоязненных, и они обретут успех. Зло не коснётся их, и они не будут опечалены» (39:61).
Богобоязненные преуспеют и обретут обитель радости. Всевышний сказал:
«Таков Рай, который Мы дадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны» (19:63).
‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал о богобоязненных: «Они — достойные, их рассуждения верны, их одежда скромна, как и их походка. Они отводят взгляд от запретного и внимают лишь тому, что приносит им пользу. Они смиренны и кротки в беде и в благополучии. Они осознают величие Творца, и всё остальное представляется им ничтожным. Сердца их опечалены. Они никому не причиняют зла, берут от этого мира лишь немного и не стремятся к его благам. Они терпят недолго в этом мире, но за это их ждёт долгий отдых в мире вечном. Ночи они простаивают в молитве. Они читают Коран и падают ниц, стремясь к спасению. Они не довольствуются малым, когда речь идёт о благих делах, и сколько бы благих дел они ни совершили, им не кажется, что это слишком много. Они страшатся своего Господа и боятся наказания за свои дела. Они воздерживаются от просьб в бедности, проявляют терпение в горе и благодарят Всевышнего за Его милости. Их надежды и мечты не простираются далеко. Их проступки немногочисленны. От них все ожидают только блага, и никто не опасается их зла».
О мусульмане! Истинная богобоязненность — та, которую человек проявляет даже наедине с собой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Это подтверждают и Слова Всевышнего:
«Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).
Верующий должен постоянно чувствовать сердцем близость Господа. Аш-Шафи‘и (да помилует его Аллах) сказал: «Три самые ценные вещи: щедрость при скромном достатке, богобоязненность в одиночестве и слово истины, сказанное перед тем, на кого человек надеется или кого он боится».
А один мудрый человек сказал: «Я наказываю тебе бояться Аллаха, Который ведёт с тобой тайную беседу и постоянно наблюдает за тобой. Помни же об Аллахе всегда, днём и ночью, и бойся Аллаха соответственно Его близости к Тебе и Его власти над тобой».
О рабы Аллаха! Разве это не удивительно: человек прячет свой грех от людей и совершает его без зазрения совести, когда остаётся наедине со своим Господом?!
А один человек сказал: «Опасайся того, чтобы Всевышний стал для тебя самым маловажным наблюдателем». Преславен Аллах! Мы грешим со спокойным сердцем только тогда, когда остаёмся наедине с нашим Господом и не стыдимся Его так, как стыдимся людей! А кто же более заблудший, чем тот, кто показывает людям благие дела, а Тому, Кто ближе к нему, чем яремная вена, показывает отвратительные и мерзкие?!
Мои братья в исламе! Когда верующий делает упущение или страсть берёт над ним верх, богобоязненность делает своё дело, и он скоро раскаивается в содеянном, просит у Аллаха прощения и защиты, надеясь на Его милость, и бежит от своего Шайтана. Всевышний сказал:
«Поистине, если богобоязненных людей коснётся наваждение от Шайтана, то они поминают назидание и прозревают» (7:201).
Всевышний также сказал:
«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или притеснив самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — а кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые не упорствуют в совершённом [грехе], сознавая, [что это грех]» (3:135).
Богобоязненные занимают высшие степени среди верующих, и снисходительность религии Всевышнего и Его милосердие не покидают богобоязненных, которые раскаиваются перед своим Господом и просят у Него прощения за свои грехи, не упорствуя в их совершении.
Раскаявшийся грешник вовсе не на последнем месте у Всевышнего, как думают некоторые. Если он раскаялся искренне, у него есть все шансы достичь высочайших степеней. Всевышний сказал:
«…воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (3:136).
Мои братья по вере! Осталось сказать о том, что богобоязненный обязательно соблюдает права людей наряду с правами Аллаха. Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Очень часто верующий, поглощённый соблюдением прав Всевышнего, любовью к Нему, страхом перед Ним и покорностью Ему, пренебрегает соблюдением прав людей или делают упущения при их соблюдении… Нелегко соединить соблюдение прав Всевышнего с соблюдением прав людей, и на это способны только совершенные люди — пророки и богобоязненные. Один мудрец сказал: «Самое сложное — совместить благонравие с соблюдением религии и братство с честностью и надёжностью».
Всевышний сказал о богобоязненных:
«…сдерживают гнев и прощают людей. Поистине, Аллах любит творящих добро» (3:134).
Богобоязненность заставляет человека сдерживать гнев и не поддаваться своим эмоциям. Сдерживая гнев, богобоязненный человек не таит в сердце злобу, а проявляет снисходительность и прощает:
«…и прощают людей» (3:134).
Когда человек запирает ярость внутри себя, она сжигает его сердце, а сердца богобоязненных, творящих благое, проявляют великодушие и прощают. А Аллах любит богобоязненных!
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха! Бойтесь Его в своём отношении к самому себе, членам своей семьи и всем людям.
Прошу у Аллаха защиты от Шайтана побиваемого:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:18–19).