Ummahweb Ислам, мусульмане, интернет

01/10/2010

Пятничные проповеди

Filed under: Проповеди, назидания — Метки: — La Tahzan @ 09:30

Побуждение к совершению благих дел
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать нас: чьи дела окажутся лучше? Он сотворил Своих рабов и не оставил их без внимания и поддержки, а указал им путь добра и путь зла и направил к ним посланников. Он помогает вершить благие дела, кому пожелает, если видит в человеке искренность намерения и любовь к добру, и оставляет без помощи тех, кто отворачивается от поминания Его и проявляет высокомерие, не желая повиноваться Ему. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, который указал своей общине на всё, в чём благо для неё, и предостерёг её от всего, в чём зло для неё. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто следовал за ними в благодеянии.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и смотрите на свои дела и намерения, ибо они — причина вашего счастья или несчастья, потому что Аллах не смотрит на ваш внешний вид и ваше имущество, а смотрит на ваши сердца и дела, и знайте, что воздаяние соответствует делам, и как осуждаете вы, так и сами будете осуждены. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт хадис-кудси:
«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: “За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела; если человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, Аллах запишет за ним одно дурное дело”» [Аль-Бухари; Муслим].

В этом хадисе упоминается о четырёх вещах: совершении благого дела, намерении совершить благое дело, совершении дурного дела и намерении совершить дурное дело. Каждое из перечисленных действий имеет определённые последствия, о которых также говорится в хадисе.
Награда за совершённое благое дело увеличивается в десять раз. Всевышний сказал:

«Кто совершит доброе деяние, того ждёт десятикратное воздаяние» (6:160).

Однако Всевышний, если пожелает, может увеличить награду за благое дело во много раз. Всё зависит от дела, намерения, времени, места и обстоятельств его совершения, а также от человека, который его совершает. Например, награда за расходование средств на пути Аллаха увеличивается в семьсот раз. Всевышний сказал:

«Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе было по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261).

Этот аят указывает на то, что награда за расходование средств на пути Аллаха увеличивается в семьсот раз.
Есть благие дела, награда за которые может увеличиваться до бесконечности. Всевышний сказал:

«Кто даст Аллаху прекрасный заём, тому Он увеличит его многократно» (2:245).

Всевышний также сказал:

«Поистине, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счёта» (39:10).

А в хадисе сказано:
«Каждое дело сын Адама совершает для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздаю за него» [Аль-Бухари; Муслим].
Награда за благое дело может увеличиваться во много раз, если оно совершается в определённом месте. Например, награда за молитву в мечети аль-Харам соответствует награде за сто тысяч молитв в обычной мечети, а за молитву в мечети Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине — награде за тысячу молитв в обычной мечети.
Награда за доброе дело, совершённое в благословенное время, также увеличивается. В хадисе сказано:
«‘Умра, совершаемая в рамадан, подобна хаджу, совершённому вместе с Пророком , да благословит его Аллах и приветствует». [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
А воздаяние за дурное дело всегда строго соответствует ему, не увеличиваясь. Всевышний сказал:

«А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (6:160).

А в приведённом ранее хадисе говорится: «…Аллах запишет за ним одно дурное дело».
Воздаяние за дурные дела не увеличивается в несколько раз; однако если оно совершается в благословенное время или в благословенном месте, например, в мечети аль-Харам или в заповедные месяцы, человек берёт на себя большой грех, и наказание за него будет суровее, чем за совершение того же дела в обычных обстоятельствах:

«Поистине, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они возле неё или кочуют, а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить болезненное наказание» (22:25).

А о заповедных месяцах Всевышний сказал:

«…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (9:36).

А о месяцах ихрама Он сказал:

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (2:197).

Грех за дурное дело может увеличиваться и из-за высокого положения человека, совершающего его пред Аллахом. Всевышний сказал Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

«Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (17:74–75).

Всевышний также сказал, обращаясь к жёнам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«О жёны Пророка! Мучения той из вас, которая совершит явную мерзость, будут удвоены» (33:30).

Грех, совершённый человеком, который обладает знанием, тяжелее греха любого другого. На увеличение наказания за дурное дело влияют и обстоятельства, в которых оно совершается. Упомянутые ранее слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела» указывают на то, что Всевышний вознаграждает человека за намерение совершить благое дело, если человек не смог совершить его из-за возникшего на его пути препятствия. Например, человек намеревался участвовать в борьбе на пути Аллаха, но не смог осуществить своё намерение — Всевышний дарует ему награду борца на пути Аллаха. А тому, кто намеревался совершить добровольную ночную молитву и проспал всю ночь, не проснувшись для молитвы, Аллах дарует награду выстаивающего ночную молитву.
А слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «…за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела» указывают на то, что человеку, который задумал совершить дурное дело, но потом отказался от этой мысли из страха перед Всевышним, Он запишет совершение одного благого дела, потому что отказ от ослушания Всевышнего с таким намерением — благое дело. Если же человек отказался от совершения дурного дела не из страха перед Всевышним, а из страха перед кем-то из Его творений или из опасения, что его кто-то увидит, то Аллах не дарует ему такой награды. Некоторые считают даже, что он будет подвергнут наказанию, потому что запрещено бояться творения больше, чем Творца. Если же человек не смог совершить задуманное дурное дело по не зависящим от него обстоятельствам, однако он был решительно намерен совершить его, то его ожидает наказание за его дурное намерение и стремление к ослушанию Аллаха. Вспомним слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, с убийцей всё ясно, но почему же и убитый?!» Он ответил: «Ведь и он хотел убить своего товарища!» [Аль-Бухари].
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, совершайте благие дела и будьте покорны Всевышнему — и вы спасётесь от того, что может погубить вас в этом мире и в мире вечном. Всевышний Аллах сказал:

«Потом Мы спасём Наших посланников и тех, которые уверовали. Так Нам надлежит спасать верующих» (10:103).

А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто желает, чтобы Аллах отвечал на его мольбы в трудные времена, пусть чаще обращается к Нему с мольбами в благополучные времена» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим].
Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, означают, что между Всевышним и человеком, который боится Его, не преступает установленные Им границы и соблюдает Его права в благополучные времена, устанавливается особая связь, и когда с таким человеком случается несчастье, и для него наступают трудные времена, Всевышний посылает ему избавление. Кто боится Аллаха и повинуется Ему в благополучные времена, того Он не оставит в беде.
Всевышний Аллах сказал:

«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2–3).

Ад-Даххак ибн Кайс сказал:«Помните об Аллахе в благополучные времена, и Он не забудет о вас в беде, ибо, поистине, Йунус (мир ему) помнил об Аллахе в благополучные времена, и когда он оказался в чреве кита, Всевышний сказал ему:

“Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в его чреве до того дня, когда они будут воскрешены” (37:143–144).

А Фараон был нечестивцем, забывшем об Аллахе, и только перед смертью, уже поняв, что тонет, он воскликнул: “Я уверовал!” Тогда Всевышний Аллах сказал:

“Только сейчас! А ведь раньше ты ослушивался и был одним из распространяющих нечестие” (10:91)».

Самое тяжкое испытание, которое выпадает на долю человека в этом мире — смерть, а то, что следует за ней, ещё тяжелее, поэтому верующий должен готовиться к смерти и тому, что будет после неё, пока он здоров, запасаясь богобоязненностью и благими делами.
Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:18–19).

Кто помнил об Аллахе в благополучные времена и будучи здоровым, и готовился к встрече с Ним, того не забудет Аллах в трудные времена. Всевышний будет с ним, поможет ему, утвердит его в Единобожии и упокоит его снискавшим Его довольство. А кто забыл об Аллахе в период здоровья и благоденствия, и не готовился к встрече с Ним, того забудет Аллах в трудные времена. Всевышний отвернётся от него и не станет помогать ему, когда с ним случится несчастье.
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха для себя и для вас за каждый грех. Просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха ли ва лякум мин кулли занбин фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

1 комментарий »

  1. МашаАллах!

    «Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе было по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261).

    Какие прекрасные слова!

    Комментарий by Абдурахман — 01/10/2010 @ 23:12

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Powered by WordPress