Первая декада зу-ль-хиджжи, Праздник и жертвоприношение
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который сделал благословенными некоторые дни и месяцы и одарил Свои творения благами и милостями, не укрывающимися от зоркого глаза и внимательного сердца! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник и лучший из паломников и постящихся. О Аллах, благослови и приветствуй его и остальных пророков и посланников!
О мусульмане! В благословенную первую декаду зу-ль-хиджжи входит не только день ‘Арафата, но и день великого паломничества — день жертвоприношения. Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«День великого паломничества — день жертвоприношения» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Этот день — десятое число месяца зу-ль-хиджжа — лучший день в году. ‘Абдуллах ибн Курт, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, величайший из дней у Аллаха — День жертвоприношения, а затем — день, следующий за ним» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Когда шейха ислама Абу аль-‘Аббаса Такыййуддина (да помилует его Аллах) спросили о том, какой день лучше — пятница или день жертвоприношения, он ответил: «Пятница — лучший из дней недели, а день жертвоприношения — лучший из дней года». Один из согласившихся с ним учёных сказал: «Дающие другой ответ на этот вопрос не смогут избежать возражения, на которое они не сумеют ответить». Учёные говорят, что Праздник жертвоприношения (‘Ид аль-адха) лучше Праздника разговения (‘Ид аль-фитр).
Мои братья по вере! Можно ли проявлять лень в этот благословенный день — Праздник жертвоприношения?! Многие люди ленятся совершать праздничную молитву, несмотря на то, что она является утверждённой сунной, и мусульманин, способный совершать её, должен сделать это. А некоторые учёные считают её обязательной. Шейх ислама Такыййуддин Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям сказал: «Мнение тех, кто считает её необязательной, очень далеко от истины. Это — один из величайших обрядов ислама, и для совершения этой молитвы собирается больше людей, чем для совершения пятничной молитвы, и в ней положено произносить такбир. Мнение тех, кто считает праздничную молитву коллективной обязанностью (фард кифайа) также не подтверждено».
А шейх Шамсуддин Абу Бакр сказал об обязательности праздничной молитвы: «Это мнение обосновано достоверными доказательствами».
Есть и другие учёные, которые считают праздничную молитву обязательной. Выдающийся учёный Садик Хасан Хан приводит в качестве доказательства её обязательности тот факт, что праздничная молитва, если она попадает на пятницу, отменяет пятничную молитву. А необязательная молитва не может отменить обязательную.
Мои братья по вере! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел выходить на праздничную молитву всем женщинам — молодым, старым и даже тем, у кого менструация (хотя они и не совершают молитву). Так может ли мусульманин позволить себе не прийти на эту молитву или оставить дома жену и детей, лишив их возможности разделить радость мусульман? Ведь это — один из двух мусульманских праздников, во время которых поминается Имя Аллаха, и мусульман всего мира — людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках — связывает акыда. Этот обряд должен неуклонно совершаться, каким бы ни было положение мусульман, и его совершение особенно важно, когда мусульмане слабы. Если бы мусульмане осознали важность этого собрания, и если бы их сердца объединились подобно тому, как приближаются друг к другу их тела во время праздничной молитвы…
О мусульмане! Сунной в день Праздника является ритуальное очищение, умащение тела благовониями и облачение в лучшую одежду. На молитву нужно отправляться пораньше, произнося по дороге такбир, и ничего не есть перед молитвой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не ел перед молитвой, возвращаясь же с молитвы, ел мясо животного, принесённого им в жертву.
О рабы Аллаха! Жертвоприношение узаконено Кораном, Сунной и согласным мнением учёных. Однако среди учёных есть разногласия относительно того, обязательно ли жертвоприношение или же это — сунна. Большинство учёных считают, что жертвоприношение — утверждённая сунна для состоятельного человека, а некоторые считают его обязательным.
В Коране и Сунне упоминаются достоинства жертвоприношения, поэтому мы должны стараться совершить этот обряд поклонения по мере своих возможностей. Всевышний предписал каждой общине, жившей до нас, особый обряд, чтобы они поминали Имя Аллаха над жертвенным скотом. Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Всевышний Аллах сообщил нам о том, что жертвоприношение с произнесением Имени Аллаха было узаконенным обрядом для всех общин».
О мусульмане! Выбирая жертвенное животное, не скупитесь, ибо, поистине, чем лучше и дороже животное, тем любимее для Всевышнего такое жертвоприношение. Шейх Такыййуддин Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям (да помилует его Аллах) сказал: «Награда за принесённое в жертву животное будет соответствовать его ценности». При покупке животного убедитесь, что оно лишено недостатков, которые помешали бы использовать его для жертвоприношения. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Четырёх животных нельзя использовать для жертвоприношения — это одноглазое, уродство которого хорошо заметно, больное, болезнь которого хорошо заметна, хромое, хромота которого хорошо заметна, со сломанной ногой или истощённое» [Ат-Тирмизи; Абу Давуд; ан-Насаи; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным]. Если у животного имеются более серьёзные пороки, запрет усиливается. Имам ан-Навави сказал: «Учёные согласны в том, что жертвоприношение с использованием животного, обладающего упомянутыми недостатками, не засчитывается, равно как и жертвоприношение с использованием животного, имеющего подобные или ещё более серьёзные недостатки — например, слепое, с отрезанной ногой и так далее».
О мусульмане! Учёные говорят, что для живых людей жертвоприношение узаконено. Что же касается умерших, то мы должны рассматривать три случая.
1. Совместное жертвоприношение от живых и умерших, чтобы награда досталась и умершим. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносил в жертву животных за себя и свою семью, хотя некоторые члены его семьи к тому времени уже умерли.
2. Жертвоприношение от умерших, совершаемое по их завещанию. Всевышний Аллах сказал о завещании:
«Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то грех ложится на тех, кто его изменил» (2:181).
3. Жертвоприношение только от умерших, чтобы им досталась награда за него. Это также разрешено. Однако некоторые учёные говорят: «Жертвоприношение только от умершего не является сунной, потому что Пророк * никогда не совершал жертвоприношение от конкретного умершего, и так не поступал никто из сподвижников при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые люди совершают ошибку, отмечая жертвоприношением годовщину смерти кого-нибудь из родственников. А некоторые совершают жертвоприношение от умершего и не совершают от себя. Животное, принесённое в жертву главой семьи, снимает с остальных членов семьи обязанность совершать жертвоприношение. Это — одно из проявлений милости Аллаха к нам…
О рабы Аллаха! Стремитесь к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого — ширина небес и земли! Ощутите на себе благословение Всевышнего в эти прекрасные дни! Поистине, жизнь коротка, и близится час, в который каждый из нас покинет этот мир. Дорога, по которой мы идём, полна опасностей, со всех сторон нас окружают искушение и обольщение, которые так трудно преодолеть… Наблюдающий за нами зорок, и наш Господь видит нас всегда и везде, и Он ни с кем не поступает несправедливо:
«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (99:7–8).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, будь доволен Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом, ‘Али и остальными сподвижниками, а также супругами Пророка — матерями верующих (Аллахумма-рда ан Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва саири-с-сахабати ва азваджи-н-набиййи уммахати-ль-му’минин).
О Аллах, помоги нам следовать Твоим прямым путём и трудиться ради снискания Твоего довольства (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль а‘маляна фи ридака).
О Аллах, даруй нам, и не лишай нас, почти нас и не унижай нас, добавь нам и не забирай у нас (Аллахумма а‘тына ва ля тахримна ва акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна).
О Аллах, прости мусульманам и мусульманкам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-муслимина ва-ль-муслимат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни жили, и избавь их от бед! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан. Аллахумма фарридж ‘анхум).
О Аллах, ниспошли им Свою милость, довольство и прощение (Аллахумма анзиль ‘аляйхим рахматака ва ридака ва ‘афвака ва магфиратака).
О Аллах, помилуй малых и старых из числа мусульман, и прости их женщинам! (Аллахумма-рхам сагырахум ва-льтуф би-кабирихим. Аллахумма-стур ‘аля нисаихим).
О Аллах, даруй им благополучие, здоровье и благоденствие! (Аллахумма альбисхум сауба-с-сыххати ва-ль-‘афийа).
О Аллах, мы просим Тебя о том что поможет нам снискать Твою милость и Твоё прощение, мы просим Тебя помочь нам в совершении благих дел и уберечь нас от всякого греха (Аллахумма инна насалюка муджибат рахматика ва ‘азаима магфиратика ва-ль-ганима мин кулли биррин ва-с-салямата мин кулли исм).
И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).