Плоды веры и различия в поведении верующих и лицемеров
Часть первая
Хвала Аллаху, Который приводит к вере, кого пожелает, и оставляет без помощи неверующих и нечестивых. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха.
«Его просят те, кто на небесах и на земле. Каждый день Он за делом» (55:29).
И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник, которому Всевышний помогал и которому Он даровал неоспоримый довод. Да благословит Аллах и приветствует Своего раба и Посланника, нашего Пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии.
О люди! Бойтесь Аллаха и просите Его утвердить вас в вере. Вера, вне всякого сомнения — это свет, который Аллах помещает в сердце Своего раба. Всевышний сказал:
«…тот, чью грудь Аллах раскрыл для ислама, кто следует свету от своего Господа…» (39:22).
Всевышний также сказал:
«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама» (6:125).
Вера — милость Всевышнего, которую Он оказывает Своему рабу. Всевышний сказал:
«Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: “Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость, приведя вас к вере”» (49:17).
Вера — убеждение и действия. Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Вера — это не украшения и мечты, а то, что утвердилось в сердце, и что подтверждают дела».
Приверженцы Сунны дали вере следующее определение: «Это произнесение языком, убеждение в сердце и действия органами тела. Она увеличивается, когда человек покорен Аллаху, и уменьшается, когда он ослушивается Аллаха».
Вера гарантирует человеку стойкость в испытаниях и спасение в водовороте искушений и тягот. Всевышний Аллах связал с верой множество благ, как в этом мире, так и в мире вечном. В этом мире вера приносит человеку безопасность и выводит его на прямой путь. Всевышний сказал:
«Те, которые уверовали и не осквернили свою веру несправедливостью, пребывают в безопасности. Они следуют прямым путём» (6:82).
Кроме того, Аллах делает жизнь верующего в этом мире прекрасной и дарует ему благую награду. Всевышний сказал:
«Верующим мужчинам и женщинам, которые поступали праведно, Мы непременно даруем прекрасную жизнь и вознаградим лучшим за то, что они совершали» (16:97).
Всевышний Аллах обещал защищать и оберегать верующих:
«Поистине, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Поистине, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников» (22:38).
У веры шесть столпов и более семидесяти ответвлений. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера означает, что ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников и Последний день, и ты должен верить в предопределение как хорошего, так и плохого» [Муслим].
Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:
«Вера имеет более семидесяти ответвлений. Наилучшее из них — слова “Нет божества, кроме Аллаха”, а наименьшее — устранение с дороги того, что мешает проходить людям, и стыдливость — одно из ответвлений веры» [Аль-Бухари; Муслим].
Вера с её шестью столпами — единое целое, включающее всё, во что обязан верить мусульманин, и для того, чтобы считаться верующим, человеку недостаточно верить в некоторые её составляющие — он обязан верить во всё. Всевышний сказал:
«Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят отделить Аллаха от Его посланников. Они говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других”, — и хотят найти путь между этим. Они являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения. А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Аллах — Прощающий, Милосердный» (4:150–152).
Это мудрость Всевышнего Аллаха — он не оставил Своих рабов без испытания, которое позволяет отличить истинно верующего от лицемера:
«Неужели люди полагают, что их оставят в покое после того, как они скажут: “Мы уверовали” — и не подвергнут искушению? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах знает тех, которые говорят правду, и знает лжецов» (29:2–3).
Различия между поведением искренних верующих и поведением неверующих и лицемеров очевидно. Давайте приведём несколько примеров, упомянутых в Благородном Коране.
Вспомним, как повели себя две группы людей, которых призвали обратиться к Аллаху и Его Посланнику , да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он рассудил между ними в том, относительно чего между ними возникли разногласия. Всевышний сказал о поведении лицемеров:
«Они [лицемеры] говорят: “Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся”. Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими. Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается» (24:47–48).
Затем Всевышний поведал нам о том, как ведут себя верующие, когда им предлагают, чтобы Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, рассудил между ними:
«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!” Именно они являются преуспевшими» (24:51).
Так повела себя каждая из двух групп, когда их призвали обратиться за разрешением возникшего конфликта к Аллаху и Его Посланнику , да благословит его Аллах и приветствует. Это повторяется каждый раз, когда происходит нечто серьёзное или случается беда. Верующие обращаются за решением к Аллаху и Его Посланнику , да благословит его Аллах и приветствует, независимо от того, каким будет это решение, в их пользу или нет. А лицемеры готовы принять решение Аллаха и Его Посланника , да благословит его Аллах и приветствует, только в том случае, если оно им выгодно. Если же оно им невыгодно, то они бегут от этого решения к решению тагута, чтобы он избавил их от решения Аллаха.
Давайте также вспомним, каким было поведение этих двух групп во время ниспослания и чтения Корана. Верующим ниспослание и чтение аятов добавляет веры, и они радуются, а лицемеры становятся ещё хуже, чем были. Они постоянно ищут возможности избежать внимания кораническим аятам.
Всевышний сказал:
«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: “Чья вера от этого стала сильнее?” Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими. Неужели они не видят, что каждый год они подвергаются испытанию один-два раза? Они не раскаиваются после этого и не поминают назидание. Когда ниспосылается сура, они смотрят друг на друга: “Видит ли вас кто-нибудь?” А затем они отворачиваются. Аллах отвратил их сердца, потому что они — люди неразумные» (9:124–127).
А теперь вспомним о том, как вели себя эти две группы, когда речь заходила о борьбе на пути Аллаха. Верующие желали, чтобы Аллах ниспослал Пророку , да благословит его Аллах и приветствует, суру с велением сражаться с неверующими, вероломно нарушившими договор. Они стремились защитить ислам и помочь притесняемым мусульманам, а также получить великую награду, уготованную борцам на пути Аллаха. Когда же Всевышний велел им сражаться, верующие с радостью поспешили исполнить веление Всевышнего, сражаясь и жертвуя своё имущество на Его пути. А когда лицемеры узнали о велении сражаться, их охватил ужас, и они стали придумывать всевозможные оправдания, чтобы только избежать участия в сражении. Всевышний сказал о поведении двух групп:
«Верующие говорят: “Почему не ниспосылается сура о джихаде?” Когда же ясная сура, в которой упоминалось сражение, была ниспослана, ты увидел, что те, чьи сердца поражены недугом, смотрят на тебя взглядом теряющих сознание перед смертью. Лучше бы им повиноваться и говорить слово доброе. Если дело решено, то им лучше быть верными Аллаху» (47:20–21).
Всевышний также сказал:
«Те, которые веруют в Аллаха и в Последний день, не спрашивают у тебя дозволения на то, чтобы сражаться своим имуществом и своими душами. Аллах знает богобоязненных. У тебя просят дозволения остаться дома только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве» (9:44–45).
Вспомним также, как повели себя обе группы, когда неверующие начали притеснять мусульман. Верующим это добавило стойкости, приверженности своей религии и уверенности в том, что обещание Аллаха и Его Посланника , да благословит его Аллах и приветствует, истинно — то есть, обещание победы. Что же касается лицемеров, то их сковал ужас, и они начали думать дурное об Аллахе и Его Посланнике , да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний Аллах сказал о поведении верующих и лицемеров, когда союзные племена окружили мусульман в Медине и за её пределами, и сердца замерли в груди, а взоры закатились от ужаса.
О поведении верующих Всевышний сказал:
«Когда верующие увидели союзников, они сказали: “Это — то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду”. Это лишь приумножило их веру и покорность. Среди верующих есть мужи, которые верны завету, заключённому с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые ещё ожидают, но никак не изменяют своему завету» (33:22–23).
А о поведении лицемеров Всевышний сказал:
«Вот некоторые из них сказали: “О жители Ясриба [Медины], вы не сможете выстоять! Вернитесь!” А некоторые из них попросили разрешения у Пророка и сказали: “Наши дома остались беззащитны”. Они не были беззащитны… Просто они хотели сбежать» (33:13).
Это суровое испытание продемонстрировало успех верующих и провал лицемеров. Таков обычай Аллаха в отношении Его творений, а обычаю Аллаха нет изменения.
Просим Аллаха, чтобы он сделал нас верующими и уберёг нас от лицемерия (Нас’алюЛлаха ‘ан йамунна ‘аляйна би-ль-иман ва ан йу‘изана мина-н-нифак).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха для меня и для вас. Поистине. Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).