Наслаждайся умениями
Умения и приёмы приносят ощутимое наслаждение. Я не имею в виду только тот аджр (награду), который мы можем получить за них в ахирате…
Нет – это наслаждение и радость, которую ты ощущаешь на самом деле.
Насладись ими… практикуй их со всеми людьми – взрослыми и детьми, богатыми и бедными, близкими и далекими – со всеми! Практикуй на них эти умения – либо для того, чтобы защититься от их вреда, либо для того, чтобы завоевать их любовь, либо для того, чтобы исправить их…
Да, чтобы исправить их.
Али бин аль-Джахм был красноречивым поэтом. Однако в то же время он был грубым, неотесанным бедуином, который в жизни знал только то, что видел в пустыне…
Аль-Мутаваккиль был зажиточным халифом… Люди шли к нему утром и возвращались вечером, делая ему то, что он пожелает…
Однажды Али бин аль-Джахм вошел в Багдад, и ему сказали, что тот, кто восхвалит халифа в стихах, будет пользоваться его поддержкой и получит подарки. Али обрадовался и направился прямиком к дворцу халифа. Он вошел к аль-Мутаваккилю и увидел вокруг него поэтов, которые воспевали его в стихах и получали от этого прибыль… Аль-Мутаваккиль – это аль-Мутаваккиль – сама властность, авторитет, величие и могущество. Али принялся восхвалять халифа, начав свою касыду со следующих слов:
О халиф!
Ты – как собака в своем охранении любви и симпатии,
Ты как козёл в битве,
Ты как ведро, подобного какому я не встречал ведра,
Одно из самых больших ведер…
Он принялся сравнивать халифа с козлом, колодцем и землей… И это после того, как раньше поэты сравнивали его с солнцем, луной и горами!!!
Халиф возмутился. Прибежала охрана, палач обнажил меч, расстелил плаху и приготовился к тому, чтобы убить Али… Но халиф понял, что над Али бин аль-Джахмом одержала верх его природа.
Он захотел изменить его характер. Он отдал приказ, и его поселили в высоком дворце… К нему приходили самые красивые рабыни, принося ему все самое хорошее и вкусное…
Али бин аль-Джахм вкусил благоденствие и роскошь… Он лежал на ложах и диванах… Общался с самыми деликатными и любезными поэтами и литераторами… И так было семь месяцев подряд.
Затем халиф созвал вечеринку и вспомнил об Али бин аль-Джахме. Он спросил о нем, и его позвали. Когда же Али предстал перед ним…
Халиф сказал: «Прочитай стихи, о Али бин аль-Джахм!» И тот начал читать касыду, которая начиналась со слов:
Глаза газели между крепостью и отвагой,
Привлекли страсть, откуда я знаю и не знаю,
Они вернули мне былую страсть, но я не
Забыл о ней и не утешился, — напротив, это прибавило мне переживаний.
Он продолжал возбуждать чувства тонкими речевыми оборотами… Затем он начал описывать халифа как солнце, звезду и меч…
Посмотри, как халиф смог изменить характер Ибн аль-Джахма…
А мы? Характер наших детей или наших друзей донимал нас, но устремились ли мы к тому, чтобы изменить его? Изменили ли мы их характер?..
В первую очередь ты можешь изменить свой характер… Хмурость ты превратишь в улыбку. Гнев – в сдержанность… Жадность сделаешь щедростью.
Это несложно… Однако это нуждается в решимости, силе и энергии. Так будь героем…
Тот, кто посмотрит на сиру (жизнеописание) Мухаммада صلى الله عليه وسلم, найдет, что он взаимодействовал с людьми при помощи своих нравственных способностей … с их помощью он завладел их сердцами.
Пророк صلى الله عليه وسلم не проявлял высокую нравственность только перед людьми, превращая свою доброту в гнев, а мягкость – в грубость, когда оставался наедине со своей семьей.
Нет. Он не был веселым с людьми и хмурым со своими домашними…
Он не был щедрым со всеми, кроме своих детей и жен…
Нет. Его нрав был частью его природы. Посредством него он поклонялся Всевышнему Аллаху так же, как он поклонялся Ему через духа-намаз или выстаивание ночного намаза… Он считал, что его улыбка приблизит его к Аллаху, что его милосердие является поклонением, а его прощение и мягкость — благим делом.
Воистину, тот, кто осознает, что благонравие – это ибада (поклонение), будет украшать им себя во всех своих делах: в мире и на войне, в голоде и сытости, в здоровье и болезни, и даже в своей радости и печали…
Да. Как часто жена слышит о благонравии своего мужа… о его щедрости, радушии, благородстве… Однако сама жена ничего из этого не видит – в доме у него проявляется скверный нрав, он постоянно чем-то недоволен, ходит с хмурым, мрачным лицом… кричит, проклинает, скуп и не выполняет обещания…
Что касается пророка صلى الله عليه وسلم, то он был тем, кто сказал:
خيركم خيركم لأهله، وأنا خيركم لأهلي
«Лучший из вас — тот, кто лучше относится к своей семье, и я лучше вас отношусь к своей семье[1]».
Посмотри, как он обращался со своей семьей…
Аль-Асвад бин Язид сказал: «Я спросил Аишу رضي الله عنها: «Что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم делал в своем доме?»
Она ответила: «Он помогал своей семье… Когда же наступало время намаза, он совершал омовение и выходил на намаз»…
Ты можешь сказать то же самое про родителей.
Сколько есть людей, о благонравии которых мы слышим… Слышим об их щедрости и приветливости, о том, как хорошо они обращаются с другими…
Что же касается самых близких к ним людей… людей, которые имеют на них самое большое право – родителей, жен и детей – то мы видим лишь черствость и сухость…
Да. Лучший из вас – тот, кто лучше других обращается со своей семьей, с родителями, с женой, с прислугой и даже со своими детьми.
В один из дней Абу Лейла رضي الله عنه сидел у посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, и к пророку صلى الله عليه وسلم пришел аль-Хасан или аль-Хусейн. Пророк взял его, усадил к себе на живот, и ребенок помочился на живот посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم.
Абу Лейла сказал: «Я даже увидел, как моча течет по животу пророка صلى الله عليه وسلم».
Он сказал: «Мы подскочили к нему, но пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
دعوا ابني… لا تفزعوا ابني
«Оставьте моего сына… Не пугайте моего сына».
Когда же ребенок закончил, пророк صلى الله عليه وسلم попросил воды, и вылил ее на него[2]».
Как же он был хорош! Как его душа была приучена к этому благому нраву…
Так что не удивляйся, что он смог завоевать сердца и детей, и взрослых.
Мнение: вместо того, чтобы ругать темноту, попытайся починить лампочку.
Перевод осуществлен сайтом www.al-iman.ru
[1] Хадис привели ат-Тирмизи и Ибн Маджа, сахих.
[2] Хадис привел Ахмад и ат-Табарани, и передатчики заслуживают доверия.