Скажите пожалуйста какой вариант чтения считается самым эталонным? старинным? важным? значимым? как показатель чтения? как передавалась эта традиция с древних времен?
До наших дней дошли чтения 10 имамов (кырааты) от каждого из них было выбрано по два чтеца (в действительности у них было больше вариантов чтения) итого получается 20 риваятов, все они достоверны, более того они мутаватир и передавались огромным количеством ученых, любое из этих чтений достовернее любых хадисов. В наши дни миллионы мусульман выучили Коран наизусть и прочитали его перед шейхом, также их шейхи прочитывали перед своими.
Все они по цепочке восходят до нашего Пророка с.а.с. Самую короткую цепочку из десяти Имамов имел Ибн Амир, он прочитал Коран перед Абу Дардой, а Абу Дарда непосредственно у пророка с.а.с.
Рассмотрим цепочки других Имамов:
1. Нафи’ аль-Мадани (четвертый в цепочке от Пророка с.а.с.), прочитал перед Язидом ибн Ка’ка’ом аль-Мадани, а он перед Ибн Аббасом, а он перед Убеййем ибн Ка’бом, а он перед Пророком с.а.с.
2. Ибн Касир аль-Макки (третий в цепочке от Пророка с.а.с.), прочитал перед Абдуллахом аль-Махзуми, а он перед Умаром, а он перед Пророком с.а.с.
3. Абу Амру аль-Басри (четвертый в цепочке), прочитал перед Саидом ибн Джубейром, а он перед ибн Аббасом, а он перед Убеййем ибн Ка’бом, а он перед Пророком с.а.с.
4. Ибн Амир аль-Шами(второй в цепочке), прочитал перед Абу Дардой, а он перед Пророком с.а.с.
5. Асым аль-Куфи (третий в цепочке), прочитал перед Абдуллахом ас-Салями, а он перед Усманом, Али и Убеййем ибн Каабом, и все они трое прочитали перед Пророком с.а.с.
6. Хамза аль-Куфи(четвертый в цепочке), прочитал перед А’машем, а он перед Рафиом аль-Ряхи, а он перед Умаром, Зайдом и Убеййем, все они трое перед Пророком с.а.с.
7. аль-Кисаи аль-Куфи(пятый в цепочке),
8. Абу Джафар аль-Мадани(третий в цепочке), прочитал перед Абу Хурейрой и Ибн Аббасом, а они перед Убеййем, а он перед Пророком с.а.с.
9. Якуб аль-Басри (четвертый в цепочке)
10. Халяф аль-Куфи (шестой в цепочке)
Как мы видим самые близкие к Пророку были Ибн Амир, Ибн Касир, Асым и Абу Джафар, но это не говорит, что другие чтения менее достоверные, или на них не читал Пророк с.а.с.
Исторически сложилось так, что Абу Ханифа был родом с Куфы, и вырос в одной мечети с Имамом Асымом и был его учеником в чтении Корана, затем при Османской империи (а они были Ханафитами) широкое распространение получил именно этот тип чтения Имама Асыма от его ученика Хафса, по сей день большинство мусульман читают в этом чтении.
Имам Малик вырос в Медине вместе с Имамом Нафи’ом, он читал Коран в этом чтении, до сих пор Маликиты (вся северная Африка, кроме Египта) читают в риваятах имама Нафиа- в Варше и Калюне. Сам Малик говорил, что чтение Имама Нафиа- то чтение, на котором обычно читал наш Пророк с.а.с. и соответствует курейшитскому диалекту. Также ученые писавшие книги по Кираатам, ставили Имама Нафиа первым в списке чтецов.
В некоторых частях Судана и Сомали читают Коран в чтениях Имама Абу Амры в риваяте ад-Дури, а в некоторых деревнях Сомали в риваяте ас-Суси.
Также я слышал, что в некоторых деревнях Йемена читают Коран в риваяте Ибн Заквана, но от самих Йеменцев пока не смог подтвердить этого.
Другие риваяты Корана не читаются в определенных местностях или народах, но практикуются некоторыми имамами во всем мире.
В итоге мы имеем двадцать достоверных вариантов чтения Корана и на всех читал наш Пророк с.а.с. и перечитывал перед Джабраилом, мы можем читать на любом из них, который нам больше нравится или легче в чтении, главное уметь правильно читать его, понимать и жить по нему.
Спасибо за подробный ответ! в России тогда по какому риваяту читают Коран на джума-намазах? отличатся ли чтение Корана исполненное в том или ином субьекте России? арабский язык диктует звуковысотность исполнения священного текста? как получается, что текст один , а читают по -разному? только ли от диалекта зависит?
Комментарий by Альфия Ш. — 04/11/2009 @ 19:24
в россии во всех регионах в основном читают по риваяту Хафс от имама Асыма, но в большинстве мечетях у нас, к сожалению, имамы не знают по какому чтению они читают, и читают с множеством ошибок.
кроме звуковысотности есть еще очень много факторов по которым отличаются эти чтения, и во всех чтениях текст разный, т.е. есть небольшие различия пришедшие из арабских племен и их диалектов, ведь Аллах ниспослал Коран на семи «буквах», т.е. на семи арабских языках. Но смысл никак не противоречит в этих аятах, а напротив расширяет и укрепляет могущество Корана
Комментарий by Абу Мухаммад — 04/11/2009 @ 20:26
Вот послушайте суру аль-Хумаза
в риваяте Хафс — http://s2.musulmanin.com/quran/mishari/104_surah_al_humazah.mp3
и в риваяте Кисаи — http://s2.musulmanin.com/quran/harisankisai_abdurrashid/104.mp3
Комментарий by Абу Мухаммад — 04/11/2009 @ 20:33
ДжазакаЛлаху хайран, за вопрос и за ответ. О Аллах, прибавь нам знания!
Комментарий by Ibroham — 05/11/2009 @ 16:15
Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Как вы уже сказали, Коран был ниспослан так, что его можно читать семью способами, и все они правильны, и так сказал наш пророк (салляЛлаху `алейхи уа саллям). Но выше ведь написано, что есть 20 риваятов, и все достоверные, как это?
Комментарий by Гадель — 05/11/2010 @ 22:16
Ма-ша Аллах! Вы ведь уже отвечали на этот вопрос тут: http://ummahweb.net/?p=83
Извините, братья за неудобство.
Комментарий by Гадель — 06/11/2010 @ 10:57
Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Что-нибудь слышали о том, что в ибн `Амира в суре аль-Ан`ам : 137 слабое место. Якобы там не по-арабски построено предложение?
Комментарий by Гадель — 06/01/2011 @ 09:22
Осталось немного непонятным. Вот харф понятно, это один из диалектов арабского языка. Так был Коран ниспослан. А вот кирааты и риваяты как? Они произошли в результате смешания разных харфов? Или это 1 харф разделяется ещё на несколько способов чтений?
Комментарий by Гадель — 15/01/2011 @ 21:36